110 лет Scania в России
22.07.2020
2020 год – юбилейный для компаний Scania и «Скания-Русь». Ровно 110 лет назад на улицы Санкт-Петербурга вышел первый грузовой автомобиль легендарной марки. И чем дальше от нас то время, тем важнее становится каждое историческое свидетельство первых шагов Scania на пути лидера российского рынка коммерческого транспорта.
1909 гг.
Свой путь в России компания Scania начала с поставок в 1907–1909 гг. легковых автомобилей и стационарных двигателей для компании братьев Нобель.
Компания братьев Нобель стала первооткрывателем российского рынка для легковых автомобилей Scania- Vabis, купив два автомобиля FP с четырехцилиндро- вым двигателем К мощностью 50 л. с.
В историю компании Scania 1910 г. вошел продажей в Россию первого грузового автомобиля. В тот год компания выпустила всего 4 грузовых автомобиля, и один из них был экспортирован в Россию – это была первая экспортная поставка грузовика Scania.
Для Управления городских железных дорог Санкт-Петербурга была закуплена мобильная мастерская для обслуживания трамвайной контактной электрической сети на шасси грузовика Scania Il с двигателем мощностью 24 л. с., грузоподъемностью 3,5 т, с подъемной вышкой и поворотной платформой, рассчитанной на трех человек.
Новый этап в истории марки Scania/ Scania-Vabis в России начался 8 апреля 1913 г., когда в Санкт-Петербурге был зарегистрирован торговый дом «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус» с размером капитала 20 тыс. руб., входивший в концерн «Автогруз».
На тот момент производственная программа компании Scania-Vabis включала 8 моделей грузовых автомобилей и шасси. Чаще всего торговый дом предлагал российским заказчикам две модели Cla и Fla.
Эту дату можно считать началом работы сборочного комплекса Scania-Vabis в России.
3 января 1914 г. в течение двух с половиной часов особая комиссия под председательством фабричного инспектора И. И. Тимофеева занималась осмотром «автомобильно-ремонтной мастерской и гаража, устроенного ТД «С. С. Глезмер и К°», на основании которого 9 января 1914 г было выдано разрешение на работу мастерской.
Переход мастерских 31 декабря 1914 г. торгового дома «Глезмер и К°» в собственность компании Scania-Vabis в статусе дочерней компании был результатом возмещения С. М. Ждан-Пушкину потерь по долгам С. С. Глезмера.
Первая мировая война заставила перейти мастерские от сборки автомобилей Scania-Vabis к выполнению заказов Военного министерства. 19 сентября 1915 г. в Военно-походную канцелярию его императорского величества Николая II от Петроградского градоначальника поступил «Список промышленных заведений гор. Петрограда, изготовляющих предметы государственной обороны для нужд армии и фронта», в котором значатся автомобильные мастерские Акционерного общества «Скания-Вабисъ».
Автомобили Scania и Scania-Vabis продавались в России не только торговым домом «С. С. Глезмер и К°»: они поступали в Финляндию, минуя Санкт-Петербург.
В Финляндии успешно работала компания A. B. Walfrid Alftan
O. Y. Именно через нее в 1913 г. был впервые напрямую закуплен грузовой автомобиль Scania-Vabis ELa грузоподъемностью 4 т выпуска 1912 г. для транспортной компании г. Юхансона, в 1914 г. он был реквизирован для нужд российской армии. В 1916 г. через эту же компанию в Хельсинки в качестве дара Управления пожарной охраны Стокгольма поступила машина на шасси Scania-Vabis, оснащенная лестницей и насосом.
История автомобиля настолько интересна, что на ней стоит остановиться отдельно. В соответствии со шведскими законами автомобили поставлялись на экспорт без колес в связи с высокой стоимостью резины в Швеции.
Колеса на сплошной цельнолитой резине автомобилю подобрали в Финляндии только через год. Водителем машины назначили Эйно Яале, который проработал на ней всю жизнь вплоть до передачи машины в музей! Это был один из лучших пожарных автомобилей того времени. Мощность четырехцилиндрового бензинового двигателя 60 л. с., максимальная скорость 45 км/час, расчет – до 15 человек, ротационно-поршневой насос немецкого производства мощностью 1 500 л/мин.
Сегодня этот автомобиль, находящийся на попечении Союза пенсионеров-ветеранов финских пожарных, является старейшим и, соответственно, единственным автомобилем Scania/Scania-Vabis, поставленным в Россию в начале ХХ века!
В начале 1918 г. буквально накануне предоставления Финляндии независимости, ей был передан еще один дар, на этот раз от Королевской армии Швеции – один грузовик DLa грузоподъемностью 3 т и шесть двухтонных автомобилей CLc, все выпуска 1912 г. Таким образом, напрямую в Финляндию было поставлено 9 автомобилей Scania и Scania-Vabis как минимум четырех моделей, а вместе с автомобилем, проданным Э. Хедлун- дом, – 10 машин.
1913 гг.
В 1910 – 1913 гг. в Санкт-Петербург поступило 2 автомобиля для Управления городских железных дорог, один – для Центральной водопроводной станции, предположительно два (один – подтвержденный) – для концерна «Автогруз» и два (также предположительно) – для завода компании братьев Нобель. С большой долей вероятности можно считать, что показанный на IV Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге самосвал Scania-Vabis FLa также был продан в России. Вместе с двумя легковыми автомобилями Scania-Vabis FP, закупленными братьями Нобель, парк машин достиг 11 штук.
А сколько из них было собрано в мастерских торгового дома «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус»? Известный советский и российский автомобильный историк Л. М. Шугу- ров называл цифру «два, максимум три грузовых автомобиля».
Если сложить количество указанных в отчете грузовых автомобилей, то данные о поставках в Россию 22-х грузовых автомобилей, опубликованные в шведских источниках, полностью подтверждаются. Если говорить о легковых автомобилях, кроме двух автомобилей, купленных братьями Нобель, один автомобиль Scania-Vabis 2S, реализованная торговым домом «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус» в 1913 г.